«КОГДА Я ЕМ»

 

Организатор: ЦТИ ФАБРИКА
Даты проведения: 12 ноября — 6 декабря
Площадка: ЦТИ «Фабрика», Москва, Переведеновский пер. 18 с.1
Кураторы: Дарья Неретина, Марина Лощакова
Участники: Владимир Абих, Даша Гусакова, Симона Да Поццо, Палладий Иванов, Алессандро Кваранта, Ирина Кравчина, Роман Мокров, Дарья Неретина, Маша Обухова, Дарья Полякова, Мари Сокол, Павел Соловьев, Ростан Тавасиев, Антон Тотибадзе, Елена Холкина.
Фотограф: Анастасия Костромская

«Я знаю, что я ем (и что переварю).

Не ведаю совсем, что я творю».

Сальвадор Дали

Традиции употребления и приготовления пищи в современном мире преобразуются, сохраняя или стирая признаки национальной идентичности. Еда — это не только способ насыщения голодного организма. Пища способна вызывать эмоции, будить воспоминания. Процесс выбора и принятия пищи — это система координат, раскрывающая темы повседневного и праздничного, личного и общественного, сакрального и табуированного, вечного и эфемерного.

Голод художника, его желание «приготовить и переварить» пищу духовную, накормить хлебом страждущих — вдохновение и инструмент для создания работ. Даже если еда не становится пластическим языком художника, она создает контекст повседневности. Понятие творчества применимо к кулинарии, а образ Другого, кого-то, кто бы смог оценить блюдо, для повара столь же важен, как фигура зрителя для художника.

В различных культурах принятие пищи маркируется как процесс насыщения не только тела, но и духа. Не принято есть наспех, только из желания насытиться. Особенно это распространено на Востоке, где развита практика наслаждения красотой еды, ее подачей. Культура трапезы, преломления хлеба, посвящения времени любованию едой становится своеобразной «пищевой медитацией». В то же время в современном мире существует проблема чрезмерного потребления и неуважительного отношения к пище, что ставит вопрос о том, какой будет еда в будущем.

Еда — политическая категория, это может выражаться в насаждении определенных продуктов или ограничении на них. Тема власти связана также с культивированием правил поведения за столом. Об этикете и изменении порога стыдливости писал Норберт Элиас: «В поведении за столом нет ничего само собой разумеющегося… Ни ложка, ни вилка, ни салфетка не были изобретены в один прекрасный день каким-то пытливым индивидом… Их функция устанавливалась постепенно, их формы совершенствовались и закреплялись на протяжении столетий в процессе социального обращения» («О процессе цивилизации»).

В истории искусства многие художники обращались к символике еды. Натюрморты Франса Снейдерса изобилуют аллегориями на темы времен года, пяти чувств, четырех стихий. Для Сальвадора Дали в кулинарии был важен эротический подтекст. Итальянские футуристы выступали за отмену вилок и ножей, «за ускорение ритма работы скучающих челюстей и упразднение заурядной обыденности нёбных наслаждений» («Манифест футуристической кухни»).

Данная выставка посвящена феномену изменения вкусовых предпочтений, анализу социальных практик, связанных с потреблением продуктов, а также процессам творчества и приготовления пищи. Каждому зрителю мы предлагаем по- своему закончить поговорку «Когда я ем…».

Марина Лощакова, Дарья Неретина

http://www.proektfabrika.ru/#events/kogda-ya-em

http://artuzel.com/ru/content/kogda-ya-em-0

http://artuzel.com/ru/content/kuda-shodit-chto-posmotret

http://voxxter.ru/event/2122

http://www.arttube.ru/index.php/place/view/20749_2015-11-11-Moskva-Vistavka-CTI_Fabrika_predstavlyaet_vistavky_%C2%ABKogda_ya_em%C2%BB/

http://kudago.com/msk/event/vystavka-kogda-ya-em/

https://atawaka.com/msk/events/43458/

https://afisha.yandex.ru/events/563cb932832301538a5cdfd3?city=moscow&schedule-preset=weekend

http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/performance/2427329/

http://theoryandpractice.ru/seminars/82146-vystavka-kogda-ya-em-11-11

http://28bugs.com/blog/events/vladimir-abix-i-rostan-tavasiev-prinimayut-uchastie-v-vyistavke-kogda-ya-em

Комментарии закрыты.