«Паволока» 2021

Ткань, акварель, акрил, вышивка хлопковыми нитями

Мне не так интересно, что скрыто, зашифровано в вышитых орнаментах или узорах на найденных старинных тканях, не так важен исторический контекст, как ценно время, потраченное мастером/цей на создание сложного рисунка. Можно сравнить мое восприятие старых тканей или артефактов, образов из прошлого с иконописной паволокой*, скрытой от нас под святыми ликами, которые можно увидеть лишь под рентгеновскими лучами. Невозможно найти эквивалент потраченных на трудоемкую работу ресурсов: временных, материальных, интеллектуальных, невозможно проследить движение сознание в эти моменты, да и автора в большинстве случаев невозможно найти.

Обращаясь к толковому словарю, а не к профессиональной терминологии, становится понятно, что паволокой называли любую дорогую, особенно привезенную из-за границы ткань. Так и для меня все мои найденные ткани неизвестного происхождения становятся  паволокой, которую я покрываю красочными разводами и новыми слоями рубцов-вышивок.

*Паволока  — ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

Паволока в иконописи применялась не всегда. Имеются иконы, на которых паволокой покрыта вся основа под грунтом, но чаще кусками паволоки закрывались стыки многочастной иконной доски (щита) либо локальные дефекты (сучки, свили и т. п.). Для изготовления дорогих икон выбиралась качественная кипарисовая доска, а в качестве паволоки применялась дорогая ткань сложного переплетения. На более дешевых иконах использовалась ткань с более редким расположением нитей, так называемая серпянка. На массовых иконах — так называемых «краснушках» — иногда в качестве паволоки применялась бумага.