«Сорные травы» Арт-резиденция Выкса, 2022

Выставка «Cорные травы»

Арт-резиденция Выкса

16 июля – 16 августа 2022

Куратор резиденции: Алиса Багдонайте

Резидентка Дарья Неретина обращается к темам локальной памяти вещей и собственному архиву воспоминаний, так, в каждом своём проекте художница отталкивается от конкретного предмета, будь то найденный на блошином рынке школьный гербарий 1987 года, собранная собственноручно коллекция сорняков или книга чешского ботаника Новака о флоре СССР.

В Выксу Дарья Неретина приехала с идеей работать с растениями-сорняками, и заранее выбрала технику будущих работ, подобрала определенную бумагу, ткани, а также придумала способ их комбинирования. В Выксе технически проект усложнился относительно изначальной идеи и дополнился мягкими скульптурами из комбинации ткани, прозрачной пленки, которая содержит аппликации из реальных гербариев и найденных ботанических артефактов.

«Для меня, при всей конвенциональности, используемых мною художественных материалов, важен переход от плоскости к объему. Так или иначе, я пытаюсь приблизиться к трехмерности объекта и дать возможность зрителю увидеть, как лицевую часть работы, так и ее изнанку, – объясняет художница, – Кроме того, история про пленку это прямая отсылка к садоводству, культивации растений, история про прошлое этого места, которое было известно своими ананасами на всю Россию. Мне кажется сорняки (любые не культивируемые человеком растения и деревья) вполне достойны занять место в истории, достойны моего времени и, возможно, времени зрителя.»

Представляет интерес её маршрут в Выксе: «Я отметила, что в современном ландшафте города можно разглядеть следы прошлого. Так в парке «Посадка» после того, как скосили траву, стали видны перепады почвы. Выяснилось, что своеобразный лунный пейзаж обусловлен добычей руды. Так называемые «дудки» – длинные и узкие шахты, в которые спускались старатели по одному, позднее были засыпаны землей, но почва проседала и остались небольшие кратеры. Сами сосны были высажены по распоряжению одного из управляющих заводом на месте бывших разработок. Аналогичная история с прудами, которые стали природоохранной зоной, хотя они были созданы для обеспечения водой производства. Помимо того, пруды теперь главное место отдыха горожан и неотъемлемая часть пейзажа, который выглядит не рукотворным, а абсолютно естественным.

Похожая история с оранжереями Баташевых, ни самих оранжерей, ни театра теперь нет, но остался ров, ограждающий территорию бывшего зверинца и господского парка, которые теперь стали территорией главного городского парка.» Перед вами коллекция впечатлений художницы о городе, рассказанная через растения, отношение к ним местных жителей. Дарья включила в работы найденные природные объекты и их репрезентацию, реализованную художественными материалами. В экспозиции представлены графические листы, дополненные вышивкой поверх акварели с портретами сорных и лекарственных трав, найденных во время прогулок, а также тканевые работы – мягкие скульптуры, составленные из нескольких слоев тканей, покрытые пятнами акварельных красок и акрила, вышивки и садовой пленки, содержащей вкрапления найденных гербариев и фрагментов природной среды.

Комментарии закрыты.