«На память» Галерея 25Кадр, 2021

Выставка «На память»

Галерея «25Кадр»

3–21 июля 2021

Куратор Екатерина Савченко

Выставка «На память» объединяет четыре проекта, созданных московской художницей Дарьей Неретиной за последние три года. В этих произведениях художница продолжает работать с изображениями растений и характерными для ее практики вышивкой, керамикой и графикой, размышляя о живущих в объектах призраках прошлого, создании новой жизни гибридным путем и наследии движения «Искусств и ремесел».

Центральная работа первого зала — серия «коллажей-ассамбляжей»1, напоминающих бережно перенесенные на плотную бумагу и восполненные вышивкой в местах утрат обрывки обоев — оммаж обоям с растительными узорами, характерным для движения «Искусств и ремесел». Участники этого движения, возникшего в викторианской Англии в пику индустриализации, выступали за устранение иерархии между высоким искусством и художественным ремеслом, а также обращались к природе как «наставнице», предпочитая, вопреки моде того времени, орнаменты из простых местных растений. Работая с такими специфично материальными и имеющими прикладное происхождение техниками, как вышивка и керамика, Неретина во многих своих проектах обращается к идеям «Искусств и ремесел».

Отправной точкой работы «Не так далеко от “Искусств и ремесел”» стало размышление художницы о любимом многими в детстве процессе разглядывания узоров на стенах. Задумывая эту работу, художница, по ее словам, «представляла себе ребенка, который смотрит на витиеватые обои в гостиной родительской квартиры и находит в них целые новые миры». Один из главных идеологов «Искусств и ремесел» Уильям Моррис полагал, что архитектура (и домостроительство как ее первичное воплощение), является сосредоточением искусств и, формируя непосредственное окружение человека, имеет решающее значение для достижения искусством его целей. В самом же устройстве дома Моррис особо выделял оформление стен, считая выбор декоративного решения для них (в том числе разработку орнамента для обоев и шпалер) важнейшей задачей. По мнению Морриса, создатель достойного узора должен придерживаться нескольких правил: досконально изучать природные элементы, которое он намерен использовать, с вниманием относиться к наследию мастеров прошлого и привносить в свои рисунки новые смыслы. В разработке своего орнамента Неретина следует этим правилам, где мастером прошлого для нее является сам Моррис, а взятые из классического образного ряда «Искусств и ремесел» изображения цветов дополнены вышивкой и новыми деталями, что превращает их из реплик в самостоятельные произведения.

Обращая больше внимания на «ауру», чем на историю объекта, художница собирает и часто использует в своих работах найденные старинные ткани и предметы, связанные с текстильным ремеслом. Так, основой для работы «Паволока»2 стали принадлежавшие друзьям ее семьи подзоры — украшенные кружевом оборки для оформления края кровати, к которым Неретина добавила новую вышивку и рисунки. Тем самым она создает «гибриды», одновременно принадлежащие миру настоящего и хранящие память о прошлом.

Проект «Проростки»3 — серия фарфоровых подобий семян подсолнечника с лепными корнями и побегами — продолжает размышление Неретиной о гибридности, а именно о современных сортах растений, полученных с помощью селекции и вытеснивших своих оригинальных прародителей. Намеренно выбирая для этих объектов несколько тревожащий вид, художница задается вопросом о динамике взаимосвязи между оригиналом и «улучшенной» копией.

Растения интересуют художницу не столько в формально привлекательные периоды цветения и плодоношения, сколько во время менее заметных увядания и распада. Второй зал посвящен проекту «Призраки»4, ставшему результатом резиденции художницы в лаборатории журнала Elephant (Великобритания) в 2019 году. Во время подготовки проекта и исследовательских прогулок по лондонским паркам Неретину «повсюду преследовали остовы увядших растений, которые органично вписывались в городской ландшафт». В текстильном объекте и серии графики изображены те самые увядшие спутники прогулок Неретиной, среди которых есть артишок и подсолнечник (важные и для творчества Уильяма Морриса). Основой объекта, как и в «Паволоке», стал семейный артефакт — скатерть бабушки художницы, скомбинированная с вышитой вручную старинной индийской скатертью, найденной на лондонском блошином рынке.

Екатерина Савченко

Комментарии закрыты.